Игрушки или модели?

Те, кто не играет в игрушки, а занимается радиоуправляемыми моделями, сталкиваются с одним забавным моментом. Как правило, когда на вопрос своих друзей, отвечаешь, что мол, гоняешься на радиоуправляемых машинках, все сразу вспоминают радиоуправляемые игрушки Nikko, которые заполонили все магазины. Очень трудно бывает объяснить, что половина всех моделей в магазинах — это вовсе не те игрушки, к которым мы привыкли в детстве.

Конечно, если машинка покупалась для дачи, для развлечения — владельцу не будет особенно обидно, если ее назовут игрушкой, но профессиональному спортсмену или просто увлеченному этим хобби человеку станет немного досадно. Ну вы что, там же подвеска, трансмиссия, двигатель, гидравлические амортизаторы и прочее, прочее… Все как у настоящей машины. В общем, радиоуправляемые игрушки, которые можно встретить не в специализированных хоббийных магазинах, а в торговых сетях вроде Детского Мира, ГУМа и им подобным, поверьте, имеют очень отдаленное отношение к тому, чем занимаемся мы.

Вот об этом и поговорим в этой статье — об отличиях и назначении радиоуправляемых игрушек и настоящих моделях, которые можно и до 80 км/ч разогнать, и которые игрушками-то назвать язык не поворачивается.

Как настроить автомодель, часть 6

Клиренс

Клиренс, или дорожный просвет, влияет на три вещи ‑ устойчивость против опрокидывания, сцепление колес с дорогой, и управляемость.

С первым пунктом все просто, чем выше клиренс, тем выше склонность модели к опрокидыванию (повышается положение центра тяжести).

Во втором случае, повышение клиренса увеличивает крен в повороте, что в свою очередь, ухудшает сцепление колес с дорогой.

Rак настроить автомодель, часть 5

Положение поперечного центра крена

  1. центр масс машины
  2. верхний рычаг
  3. нижний рычаг
  4. центр крена
  5. шасси
  6. колесо

Положение центра крена изменяет сцепление колес с дорогой в повороте. Центр крена ‑ это точка, относительно которой шасси поворачивается под действием сил инерции. Чем выше находится центр крена (чем он ближе к центру масс), тем меньше будет крен и выше сцепление колес с дорогой. То есть:

  • Повышение центра крена сзади ухудшает поворачиваемость, но увеличивает устойчивость.
  • Понижение центра крена улучшает поворачиваемость, но снижает устойчивость.
  • Повышение центра крена спереди улучшает поворачиваемость, но снижает устойчивость.
  • Понижение центра крена спереди ухудшает поворачиваемость и увеличивает устойчивость.

Находится центр крена очень просто: мысленно продлеваем верхние и нижние рычаги и определяем точку пересечения воображаемых линий. Из этой точки проводим прямую в центр пятна контакта колеса с дорогой. Точка пересечения этой прямой и центра шасси — центр крена.

Если точку крепления верхнего рычага к шасси (5) опускать вниз, то центр крена будет подниматься. Если поднимать точку крепления верхнего рычага к ступице, то центр крена также будет подниматься.

Как настроить автомодель, часть 4

              

1. Угол наклона амортизаторов

Угол наклона амортизаторов, по сути, влияет на жесткость подвески. Чем ближе к колесу нижнее крепление амортизатора (перемещаем его в отверстие 4) , тем выше жесткость подвески и тем, соответственно хуже сцепление колес с дорогой. При этом, если верхнее крепление также перемещать ближе к колесу (отверстие 1) подвеска становится еще жестче. Если сместить точку крепления в отверстие 6, то подвеска станет мягче, как и в случае перемещения верхней точки крепления в отверстие 3. Эффект от изменения положения точек крепления амортизаторов такой же как и от изменения жесткости пружин.